Усольчанин Сергей Просвирнин примет участие в программе "Клоун" к 100-летию Юрия Никулина
29-09-2021, 18:18 Автор:Ольга Клыкова Комментарий: 2 Просмотров: 1250 Категория: Новости Усолья
Скоро в Большом цирке на Фонтанке в Петербурге состоится премьера новой программы "Клоун" в честь 100-летия со дня рождения народного артиста СССР Юрия Никулина. Эта программа открывает серию праздничных событий, посвященных артисту.
Работа над представлением длилась пять месяцев и собрала многих звезд арены, в том числе лично знавших Никулина. В их числе - уроженец Усолья-Сибирского, заслуженный артист России Сергей Просвирнин, который не позволил себе в новой программе никаких перекличек с Юрием Никулиным, а просто посвятил свой номер артисту. В спектакле он выступает как глава клоунской династии вместе с сыном и внуком.
— Мы хотели, чтобы Сережа был музыкантом, - рассказывала несколько лет назад в одном из интервью его мама Галина Ивановна. - Папа, баянист, сам учил его всему. У Сережи слух близок к абсолютному. В шесть лет он уже играл серьезные вещи на баяне, хотя за этот инструмент детей сажают лет с десяти. Сережа должен был в день по два-три часа заниматься. Он сидел учил и видел, как ребята играют в хоккей, и готов был быть даже "завлампочкой", лишь бы только его отпустили погонять мяч. Отец увидел, что ему внапругу, и сказал: "Не хочешь - не занимайся". А Сереже это только и было нужно. Он отставил баян и рванул на улицу. А потом вдруг пошел клоуном в наш народный цирковой коллектив. Мы с отцом даже ничего не знали. Участвовал во всяких репризках, публика его принимала. Так и надумал поступать в Московское цирковое училище.
Летом 1975 года, окончив восьмилетку, Сергей отправился из Усолья в столицу. В родном городе мало кто верил в затею: Московское эстрадно-цирковое училище было единственным на весь Советский Союз.
— Отец и тот говорил: "Промнетесь да обратно вернетесь", - вспоминала мама. - Когда мы туда приехали, нам сказали, что Сережа не поступит: мы с периферии, нас никто не знает. На первом туре было 400 человек на место. В комиссии человек двадцать: сам Никулин, Борис Сичкин (Буба Касторский), представители Госцирка. На экзамен заходили сразу по 15-20 человек и показывали кто что умеет - на тебя же смотрят. Сережа, подстриженный как запорожец, вошел с губной гармошкой. Вот он на ней начал: "Катится, катится голубой вагон". Что-то станцевал, басню запорол - но, видимо, приглянулся. Только все вышли - через десять минут секретарь объявляет результаты: мы проходим первый тур. А там милиции, полиции! Я увидела всех народных артистов, кто толкал своих детей, - Ролан Быков, московский импресарио Смольный. Дети знаменитостей, знаете, все такие из себя - в общем, мы не надеялись.
И вдруг слышу - говорят о каком-то мальчике, чувствую, что о Сереже. Мы проходим второй тур. А на третий вообще осталось совсем мало народу. И у меня уже все спрашивают про Сережу. А ему вдруг стало плохо. Он говорит: "Мама, я больше не хочу, я устал". И мы уже хотели было уехать, но к нам подходит импресарио Смольный и говорит: "Сегодня вели о вашем сыне речь... решают. Потому что он с восемью классами (а в тот год на эстрадно-цирковое брали только после десятого), если берут, то куда? Но вы не сдавайтесь. Мальчик очень талантливый, и за него Никулин". Когда объявили, что Сережа прошел третий тур, я как стояла у дверей - так и не помню как очнулась, даже скорую вызывали. На Сережино отделение тогда взяли всего 14 человек из четырех тысяч. Никулин подарил ему книгу, где так и подписал: "Сережа, я верю в твое будущее".
Сергею не было и 15 лет, когда он остался один в Москве. Жил в общежитии с ребятами, которые вернулись после армии.
— Как он у меня не сломался? Я просыпалась и со страхом вспоминала, где оставила сына, такого маленького. Но я часто летела в Москву в командировки. Как приеду, в комнате целый ворох посуды издательства "Правда". Оно с цирковым общежитием рядом, и все ребята подрабатывали там в столовой - мыли посуду. Их подкармливали - наложат каши, того-сего, отсюда горы посуды.
Первые письма его начинались так: "Здравствуйте, мои дорогие, мама, папа, баба и Ингур (это собака)!" И дальше - на пяти страницах. Через полгода Сережа уже начинал: "Здравствуйте, мои мама, папа, баба!" А еще через полтора года писал просто: "Здравствуйте, все!" Помню, в каждом письме Сережа удивлялся, какие мы дураки, что покупаем масло по 72 копейки: "Я беру здесь две пачки маргарина по 36, у нас в Усолье масло еще хуже".
Когда учился, было все. Со стипендии снимали за пропуски - пошел разгружать что-то, хотел иметь свои деньжата. Однажды - ужас! - попал в КГБ. 77-78-й годы: молодежь стала выходить на площади. Раздавали листовки. Сережа взял, чтобы привезти ее нам, а люди из КГБ прошерстили всю общагу и нашли. Некоторых студентов поисключали, но Сережу оставили.
С третьего курса сына стали забирать в шоу. Свои первые заработки он начинал с Маликовым и Пресняковым-старшими. Дима с Володей, младшие, еще под стол бегали, а Сережа уже работал с их родителями в Ялте в ресторанах. Танцевал степ, делал номера клоунские. Класс чечетки у Сергея вел знаменитый Борис Быстров - это о нем сняли фильм "Зимний вечер в Гаграх". Выпускался у Рудина ("Кабачок "13 стульев") и у знаменитого режиссера Каштеляна.
Окончив ГУЦЭИ, Сергей в составе трио клоунов стал ездить по городам. Как-то во время гастролей в никулинском цирке Плинер, худрук коллектива, увидел Сергея. "Вам надо делать номер", - сказал он и забрал его на репетиционный, готовить программу. Сергей нашел себе партнера - Владимира Старикова. Оба - музыкальные клоуны-эксцентрики. Цирк сшил костюмы, и через год Сергей вышел на манеж у Никулина, вместе с Карандашом. Когда артист решил перейти в новый цирк на проспекте Вернадского, Никулин его понял.
— За свою жизнь Сергею не стыдно. Одним из первых он стал лауреатом премии правительства Москвы, получал медаль вместе с Ириной Архиповой, вручал ее мэр Лужков. Сергей - призер знаменитого фестиваля в Монте-Карло. Он тогда был ужасно расстроен, говорил: "Уж третья-то премия у меня наверняка была бы". Багаж пришел с опозданием, накануне выступления, - и он без единой репетиции вышел на манеж, а там уже все заставили клетками. Хотя номер у Сергея уникальный. В цирке только звери могут выступать 20 минут, а у Просвирнина и Старикова номер длился целых двенадцать. Я однажды была в Москве, попала на представление. Целый сектор занимали американцы. Это было что-то ужасное: они выбегали к Сергею толпами на манеж, не давали ему работать.
Сергей объехал весь мир. Цирк продает его по контракту. Он в Испании работал полгода, свободно говорит по-английски, все газеты читает на иностранном. Франция - его родной дом, он знает каждый закоулок. Швейцария, Германия, Греция, Египет, Марокко - это у него пройденный этап. Алжир, Центральная и Северная Америка, в Канаде он был на гастролях, в Англии, Шотландии работал. В Бахрейне был, в Саудовской Аравии тоже. Выступает он в основном в шапито, в казино. В Японии выступал в большом цирке. Но поначалу хотел оттуда уехать, не мог. Рассказывал, что наш юмор японцы не воспринимают, они приходят, едят, очень далеко от сцены садятся. И если везде с клоуном сфотографироваться счастье - то там нет.
Когда долгосрочные гастроли, на них можно очень хорошо заработать, а когда нет - приходится с собой и консервы брать (хотя таможня запрещает), продукты питания, - там все это очень дорого. Но надолго цирк Сергея не отпускает.
Случается разное. Однажды артисты собрались в Арабские Эмираты, багаж отправили раньше, а в это время началась война в Персидском заливе. Имущество разграбили. Сергей полгода сидел безработный. В багаже был весь реквизит - дорогой, за три тысячи долларов, саксофон, вся обувь, большая партия носиков, которые он продает после представлений. Свою страховку цирк выплатил, остальные деньги Бахрейн так и не вернул.
Артисты цирка себе не принадлежат. Днем по часам расписаны тренировки, репетиции, каждый вечер - представление. Их дети с ними так и ползают. Как-то шел хороший фильм про детей цирковых артистов. Внука нашего показали: как он плачет на растяжке, как ему больно. Все это прошла и внучка Лиля, она сейчас ГИТИС заканчивает, учится на 4-м курсе, режиссер цирков. Лиля выступала на манеже. Внук иногда тоже выбегает на арену. Жена Сергея работает в его номере ассистентом.
Кстати, в сериале "Подари мне жизнь" Просвирнины тоже снимались почти всей семьей. Сын клоуна, которого, как и отца, зовут Сергей, лежал на одной койке рядом с больным главным героем. Лиля приняла участие в эпизоде около загса. В сериале было работать очень интересно. Сергей звонил в восторге. Он и раньше снимался, в мелочевке, - в "Кабачке "13 стульев" играл музыканта, небольшая роль у него была в фильме "Возвращение броненосца Потемкина" с Игорем Квашой. Интересная картина, но прошла по телевизору незаметно. Правда, после нее столько звонков было! На ТВ Сергей несколько раз появлялся.
В сериале он играл самого себя. Его увидели в цирке и сказали: вот кто нам нужен. Он согласился. Снимался в своих сериях месяца два с половиной - от темна до темна. Про режиссеров рассказывал: удивительные люди - кричат, ругают, переделывать заставляют, в кино ведь фальшивить нельзя. Вся эта кухня Сереже знакома, потому что он среди артистов вращается. Его лучший друг - Борис Химичев, последний муж Татьяны Дорониной. Сергей бывал в их доме не раз. Он видел эти тусовки и знает, как грим плывет, и когда по сто раз сцену переснимают, и как некоторые артисты могут себе позволить лишнее и приходится съемку отменять. На съемках сериала Сергей подружился с Виктором Раковым, сейчас они часто перезваниваются.
Сергей никогда не скрывал, что родился в Усолье. Домой едет всегда с трепетом, но приезжает - и город не узнает. Семья сразу уезжает на Байкал - артист очень любит рыбалку. Никогда не едет на родину без подарков. Везет родителям самое главное - целый чемодан фотографий, буклетов, где он выступал, иностранную прессу, где о нем пишут, сувениры. Отцу привозит красивые майки, бейсболки.
Сергей - друг старых "Песняров". У него столько с ними фото, он ездил на похороны Мулявина. Для него музыка - это жизнь, он любит джаз, переписывается со многими знаменитостями. Играет почти на всех инструментах, но его основные - саксофон, кларнет и ударные.
Десять лет назад в Англии вышла энциклопедия "Клоуны ХХ века". Ее передали Сергею через посольство. Для артиста стало полной неожиданностью то, что в числе трех русских клоунов он нашел там свое имя рядом с Карандашом, Олегом Поповым и Юрием Никулиным.
Однако сегодня уроженец Усолья-Сибирского вспомнит Юрия Никулина. На большой сцене большого цирка: "Я никогда не был учеником Никулина, но вместе поработать довелось. Когда мне было двадцать, я начал работать в коллективе Никулина. Были такие музыкальные эксцентрики Ростовцевы, я с ними работал. А они работали в коллективе под руководством Никулина. Вот с Никулиным я ездил с 81 по 82 год. Мы Юрия Владимировича провожали на пенсию в городе Калинине. Помню, Никулин всегда подходил, обнимал за плечи и говорил: "Мальчик (он всегда говорил – мальчик), даже на репетиции ты должен всегда быть в пиджаке и головном уборе" Я это запомнил".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.