С особым произношением – из Усолья во Францию?
26-01-2022, 06:00 Автор:Евгения Журбенко Комментарий: 3 Просмотров: 1535 Категория: Новости Усолья
Когда ребенок начинает выговаривать все звуки? Есть ли повод для беспокойства, если вашему малышу скоро исполнится 3 года, а он не разговаривает? Стоит ли обратиться за консультацией к специалисту или нужно ждать, когда «само рассосется»? И можно ли человеку взрослому исправить речевые дефекты? Об этом и не только мы узнали, поговорив с учителем-дефектологом Натальей Андреевной Хацкевич. После окончания факультета специальной педагогики и психологии Иркутского педагогического университета в 2013 году, она работает олигофренопедагогом в д/с №13 «Ласточка» п. Белореченский.
- Наталья Андреевна, ваша профессия очень специфичная. Как вы к ней пришли?
- О профессии мне в общих чертах рассказала мама, когда встал вопрос: куда мне поступать после школы? Но я тогда не знала, что моя будущая специальность такая остродефицитная, и что конкурс будет настолько большим на дефектологический факультет. Привезла документы, сдала экзамены и потом уже приехала на зачисление, легко и не задумываясь. О специфике работы дефектолога (олигофренопедагога) я узнала уже в процессе учебы в универе, на выездных лекциях в иркутском Детском доме, где мы занимались с детьми с разными особенностями психофизического развития. Помню, как душили слезы при виде таких детей, как мы возили им полные пакеты мармелада в подарок, это было единственное, что разрешалось привозить в детдом в качестве угощения, и как педагоги каждый раз настраивали нас на рабочую атмосферу. Говорили, что всегда будет жаль таких детей - с нарушенным интеллектом, но учитель-дефектолог должен прежде всего заниматься развитием своих учеников, предоставлять знания и готовить детей к самостоятельной жизни. Эта профессия про помощь, а не про слезы и жалость.
– Помогите разобраться, пожалуйста. Есть разница в работе логопеда и дефектолога? Или это одна профессия?
– Логопед работает с нарушениями речи, а дефектолог - с развитием высших психических функций. Логопед занимается постановкой звуков, когда у детей наблюдается дислексия и другие речевые диагнозы, когда нарушены один-два звука, либо их совсем нет, либо они неправильные, работает над грамматическим строем речи, над лексикой. А учитель-дефектолог работает с детьми с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра. Дефектолог развивает высшие психические функции: внимание, мышление, память, речь, сенсорные, цветовые ощущения, мелкую моторику. Логопед и дефектолог работают в паре и дополняют друг друга. Все должно быть в комплексе!
– Много сейчас у вас подопечных? С кем и как вам приходится работать?
- Часто встречаются дети с задержкой речи, дети с нарушением интеллекта, дети с задержкой психического развития. Сложные проблемы сейчас наблюдаются у детей, и эти проблемы сочетаются друг с другом, к сожалению. Как работаю? Каждое утро приезжаю в садик и провожу занятия в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого ребенка. Могу заниматься индивидуально, корректирую не только психологическое состояние, речь, но и определяю проблемы и работаю над ними. А когда ребенок готов – помогаю ему общаться с другими детьми, учу взаимодействовать в коллективе на групповых занятиях. Также провожу и подгрупповые занятия. Работаю, опираясь на ведущую деятельность ребенка – игровую. Дети любят играть, никогда не отказываются от путешествия в сказочную страну, любят фантазировать, мечтать и незаметно для себя выполняют все нужные нам учебные задачи.
- Дети сами к вам не запишутся. С какими вопросами к вам обращаются родители?
- В основном, родителей интересует: почему ребенок не говорит или почему он плохо разговаривает? Но когда мы проводим логопедическое и дефектологическое обследования, то выявляем нарушения, и часто не только речевые. Бывает, что нужно ребенка осматривать психиатру, чтобы определить: задержка психического развития или умственная отсталость у ребенка, или только сенсорные нарушения? Сейчас очень много детей встречается с нарушениями эмоциональной сферы. Они испытают трудности в общении, то есть ребенок подрастает и не говорит. А родители ждут этого момента, мол, папа его тоже не говорил долго, к пяти годам сын заговорит! А у ребенка уже сформирован комплекс – нарушение эмоциональной аффективной сферы, то есть ребенок испытает трудности в общении, потому что у него отсутствует речь. Родители должны понять: если у ребенка нет речи, будут страдать и другие психические процессы.
- То есть обращаться к специалисту нужно при любом нарушении речи?
- Конечно! Иногда родителям кажется, что ребенок просто не выговаривает какой-то звук. Но при более тщательной диагностике выясняется, что нарушен еще и фонематический слух, то есть когда человек может не различать звонкие и глухие звуки: для него «бочка» и «почка» звучат одинаково. Может не соответствовать возрасту словарный запас или быть нарушение грамматических конструкций речи, когда ребенок неправильно строит фразу или проглатывает окончания - все это должно послужить поводом для обращения к специалисту. Следить за развитием ребенка необходимо с первых дней жизни! Особенно большое внимание в первый год нужно уделять развитию мелкой моторики рук, работе пальчиков: в коре головного мозга центры артикуляции и управления движениями рук находятся в ближайшем родстве. А детский лепет обязательно должен появиться у малыша к 4-5 месяцам. К году-полутора — первые слова, а к двум годам — фразовая речь по типу «Мама, дай» в дополнении с жестом ребенка.
– Но ведь родители говорят, мол, сами заговорили в три года и ничего страшного…
– Если первые слова появляются у ребенка в 3-4 года - это нарушение развития. Проблемы с речью ведут за собой задержку развития всех психофизических процессов: интеллекта, памяти, внимания. Некоторые родители боятся диагноза – задержка психического развития, и напрасно. Здесь, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Особенность ЗПР - неравномерность нарушения различных психических функций. Например, логическое мышление может быть даже более сохранным, чем внимание или память. В этом случае задача дефектолога - подготовить ребенка к школе.
– Всегда ли нарушения речи свидетельствуют о недостатке развития ребенка?
– Вовсе нет. Но если такие нарушения есть, один специалист не справится. Дефектолог, логопед, невролог, психотерапевт - вот примерный список специалистов для решения проблемы. Сегодня очень много речевых нарушений у детей с нормальным интеллектом. Например, плохое выговаривание некоторых звуков из-за сюсюкания со стороны взрослых - ведь ребенок им подражает! Такое подражание может быть и в группе детей, например, в детском саду. А мама не всегда знает, что ребенок должен уметь в 2-3 года. Поэтому, повторюсь, заниматься и разговаривать нужно с первых дней жизни! Не сюсюкать, а говорить нормальным, грамотным языком. Интеллект у ребенка закладывается в возрасте до 3-х лет, потом только развивается. Исправить речь можно, если не пускать проблему на самотек. Если у ребенка «каша» во рту – не надо ждать! Надо убирать нарушение. И еще один очень важный момент, на который хочу обратить внимание: один специалист, даже самый лучший, без участия родителей мало чего добьется. Есть родители, которые занимаются, складывают пазлы, в тот же мяч играют с ребенком, а есть же такие – дали телефон в руки детям и все у них прекрасно. Взаимосвязь очень важна. Все речевые нарушения требуют комплексной работы.
– Наталья Андреевна, вы работаете только с детьми? И можно ли исправить речь картавящих и шипящих взрослых?
- С речевыми проблемами взрослые ко мне не обращались, не было такой практики. Но в моем окружении есть люди с горловым, грассирующим звуком «р», на французский манер. Горловое произношение очень сложно исправить. Звук-то он есть, но он неправильный. Вот попробуйте сами - в каждом слове звук «с» менять на «сь». Например, вместо слова «соль» вам нужно будет сказать «сьоль»! Вам нужно будет очень сильно думать об этом, вы не сможете это делать непроизвольно. И здесь то же самое. Это как вы ходили на двух ногах, а сейчас должны передвигаться на одной. Научиться и привыкнуть к этому можно, но сложно. Чем старше человек, тем меньше шансов у него на исправление. Но зато могу смело посоветовать такому человеку учить французский язык.
- А если дети в три-четыре года не выговаривают «р» или «л»? Что делать? Просить повторять в стихотворной форме: «карррась», «ворррона»?
- Этот звук, кстати, вообще не надо их просить правильно повторить, потому что маленькие дети как раз начинают его произносить горлом. Исправить будет намного труднее, чем научить. Лучше, когда ребенок его просто пропускает. Говорит «ыба» или заменяет его на звук «л» – «лыба». Звуки «л» и «р» они самые последними появляются, в 5-6 лет.
Справка.
К концу первого года жизни ребенок должен произносить 10-12 слов. К концу второго года – 100-300 слов, которые еще грамматически не связаны между собой. К концу третьего года словарный запас – около тысячи слов, начинает формироваться грамматический строй речи. К концу четвертого года – это уже три тысячи слов, ребенок пользуется простыми и сложными предложениями. К концу пятого года ребенок должен произносить все звуки родного языка, говорить чисто, без труда составлять пересказ сказки.
К сведению.
Наталья Хацкевич усольчанка. Ей 30 лет. Воспитывает двоих детей. Дочери Полине 11 лет, учится в школе № 16. Сыну Ване в этом году исполнится 3 года, он ходит в ясли д/с 39. Наталья водит машину, катается на коньках на городском катке и любит ходить в бассейн «Нептун». Захотите записаться на консультацию, вы знаете, где ее искать.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
→ Маленький Степан из Усолья начнет говорить
→ Усолье -детский сад 39: Играем в театр и учимся говорить
→ Усолье -детский сад 39: Играем в театр и учимся говорить
РЕКЛАМА РЕКЛАМА