Поселку Средний в Усольском районе исполнилось 85 лет
22-08-2022, 21:42 Автор:Николай Ермаков Комментарий: 3 Просмотров: 3603 Категория: Новости Усольский район
До начала 1930-х годов здесь был старый Московский тракт, и никто не знал, что скоро появится военный аэродром.
Жители поселка Средний вчера отпраздновали свой 85-й день рождения. В воих приветственных адресах председатель Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников отметил, что "душа России на селе, а её кулак в таких гарнизонных посёлках, как ваш". Депутат регионального парламента Виктор Побойкин пожелал жителям Среднего "мирного неба, а военным только учебных тревог".
Местные краеведы говорят, что существуют три источника, по которым можно определять историю территории.
Первый официальный источник – это письмо-распоряжение Верховного Совета СССР об отчуждении земель трёх колхозов на территории Усольского района под строительство аэродрома, склада, служебных и жилых помещений для военнослужащих между реками Белая и Ангара в 3 км от села Мальта. До середины 30-х годов там была берёзовая роща, через которую проходила дорога из Черемхово в Мальту и далее после переправы через Белую до Иркутска. Это был старый Московский тракт, который до появления железной дороги был главной транспортной артерией Сибири.
Устный источник свидетельствует о том, что в березняке на месте поселка Средний располагался бурятский улус. Однако на карте Балаганского уезда 1912 года он не обозначен.
Есть письмо, подписанное заместителем председателя совнаркома СССР Анастасом Микояном в июне 1938 года, которое санкционировало строительство третьего склада, передислоцированного со станции Батарейная. Хотя другие источники говорят, что в 1937 году здесь уже началось строительство казарм для военнослужащих и бараков для рабочих.
Таким образом, есть основание считать, что начало гарнизону Белая и посёлку Средний было положено в 1937 году, хотя сам поселок Средний обрёл черты населённого пункта к 1942 году. Тогда здесь начали строить деревянные дома для военнослужащих и гражданских, работавших в войсковых частях, которые ютились в землянках.
Название Средний возникло из-за серединного положения посёлка между двумя аэродромами – Южным, расположенным за Тайтуркой на левом берегу Белой, и Северным, построенным перед войной у Ангары. В годы Великой Отечественной войны эти аэродромы использовались для тренировки лётчиков и формирования экипажей перед отправкой на фронт. Северный был резервной площадкой Иркутского авиазавода, предполагают, что именно здесь заправлялись и обслуживались новые бомбардировщики Ил-4, построенные в Комсомольске-на-Амуре и направляемые своим ходом на фронт. Всего за три года было отправлено 4 тысячи машин. Иркутский авиационный завод в военные годы производил по два самолёта в день той модели. На заводском аэродроме не хватало мест для стоянки. Самолёты перегонялись на Белую, где проводились лётные испытания и передача их представителям ВВС.
После окончания войны аэродром Южный некоторое время действовал как место базирования эскадрильи командующего округом. В 1953 году его закрыли. Поселки Средний и Степной, аэродром Северный и дислоцированная здесь же войсковая часть 56671 не только не потеряли своего значения, но продолжали развиваться и расширяться. Есть сведения, что несколько домов построили японские военнопленные. Жили они в землянках, которые вырыли сами за поселком. Сейчас там расположена средняя школа.
До начала 1950-х годов Средний не был центром гарнизона Белая и даже не имел своего почтового отделения. Лётчики и персонал, который обслуживал аэродром, семьи и часть гражданских строителей жили в Степном, который был ближе к аэродрому. Численность гражданского населения в закрытом посёлке достигала 500 человек. В Степном были амбулатория, магазин и столовая, из-за отсутствия собственной школы детей возили в посёлок Средний. Первая четырехклассная школа в Среднем открылась в 1943 году в половине жилого дома. Первыми учителями были Николай Сергеевич Доровских и Антонина Брониславовна Мещеринова. С 4 класса возили в Тайтурку. Вечерами школа работала клубом, где проходили танцы под гармошку, собрания офицеров и концерты приезжающих артистов.
В 1957 году в поселке построили свою трехэтажную школу, в 1958 году открылся первый детский сад, места в котором распределял лично начальник гарнизона. В 1984 году открыли еще один детский сад, двухэтажный, первой заведующей была Наталья Игоревна Рыбальченко.
В 1953 году в специально построенном доме из бруса сделали гарнизонный офицерский клуб, первым начальником которого был назначен майор Виктор Марченко. Большой гарнизонный Дом офицеров открыл свои двери в 1959 году.
В одном из помещений на улице Мотовозной нашлось помещение для аптеки. В конце пятидесятых началось строительство жилых кирпичных четырехэтажных домов. В одном из них в 1958 году разместился стационар на 35 коек. В 1967 году открыли здравпункт, который возглавила Тамара Леонтьевна Главинская. К середине 1970-х годов количество коек в стационаре увеличилось до 75.
В начале 50-х годов развитию военного гарнизона помогло его географическое положение. На вооружение армии поступило атомное оружие, единственным носителем которого мог быть тяжёлый бомбардировщик ТУ-4. Одним из базовых аэродромов стратегической авиации командование ВВС назвало Северный. Фактически его предстояло построить заново рядом с грунтовым аэродромом. В 1951-1955 годах шло строительство лётного поля, взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, сооружались капониры, ангары и мастерские. В 1955 году с Дальнего Востока на Белую передислоцировалась авиационно-техническая база с оборудованием и личным составом и тогда же прибыли первые три самолёта ТУ-4.
Тогда началось формирование двух тяжёлых бомбардировочных авиаполков – 1225 и 1229 ТБАП, получивших на вооружение бомбардировщиков ТУ-4 и ИЛ-28. В 1957 года сюда поступили реактивные самолёты нового поколения – ТУ-16. Началось освоение сложной боевой техники. Полеты производились как днем, так и ночью. До распада СССР вопрос нехватки горючего никогда не возникал.
В 1959 году командование ВВС решило разместить вблизи аэродрома Северный арсенал для хранения специзделий – ядерных боеголовок. Ими комплектовались бомбы и ракеты "воздух-земля", а с 1975 года – крылатые ракеты, которыми оснащались тяжёлые бомбардировщики ТУ-16. В результате в авиационном гарнизоне Белая появилась войсковая часть 18360, которая существует по настоящее время и тесно взаимодействует с авиацией.
Личный состав гарнизона в 1960-80-е годы считается элитой вооружённых сил. С 1978 года на смену ТУ-16 поступили современные сверхзвуковые бомбардировщики ТУ-22М-2, ТУ-22М-3, которые стоят на вооружении и сегодня. Летом 1982 года статус гарнизона повысили, когда началось формирование 31-й воздушной дивизии, в состав которой вошли два полка тяжёлых бомбардировщиков 1225 и 1229 ТБАП, полк истребителей ПВО. Штаб дивизии разместился на авиабазе Белая, а её командир стал начальником гарнизона.
В 1984 году в поселке открыли музыкальную школу как филиал Тайтурской школы. С 1991 года - она самостоятельное учреждение. Если бы всех музыкантов из поселка Средний, окончивших детскую музыкальную школу, собрать вместе, то хватило бы на три симфонических оркестра.
В начале 1990-х гарнизон Белая пережил тяжелые испытания, поскольку временно забыли о дальней авиации. Сотни кадровых офицеров и прапорщиков уволились в запас и уехали в поисках работы. Лётчики и штурманы ушли в торговлю, стали предпринимателями или военными пенсионерами. Пустующие квартиры разрушались, их стали занимать бомжи и те, кто не имел к авиации никакого отношения. Резко изменился состав гражданского населения, по уровню преступности посёлок Средний лидировал в районе.
Но в 1994 году на авиабазу Белая из Белоруссии был передислоцирован 200-й Брестский Гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, вернее, материальная часть и знамя полка. Но был расформирован базировавшийся с 1955 года 1229-й тяжелый бомбардировочный авиаполк, а следом за ним 1225 полк.
Личный состав и техника сибирских полков вошли в состав 200-го Брестского Гвардейского Краснознаменного ТБАП и стали гвардейцами, правопреемниками и продолжателями славных боевых традиций летчиков прославленного полка. Его командиром на новом месте дислокации был назначен полковник Юрий Абакумов (скончался в 2011 году), начальником штаба – подполковник В. Павлов. Затем командирами полка были полковники Бушуев, Коновалов и Андреев, Виллингтон Цыренгармаев и полковник Дмитрий Костометов, который командовал полком до его вхождения в декабре 2009 года в состав 6953 Гвардейской авиационной Брестской Краснознаменной базы 1-го разряда.
Военная реформа 2009 года открыла поселок Средний. Жилищный фонд был передан органам местного самоуправления. Авиабаза 1-го разряда стала авиагруппой 62266-Б.
За эти годы гарнизон Белая и поселок Средний стали началом большой карьеры. Так, здесь начинал свою военную лётную деятельность будущий Главнокомандующий ВВС, генерал армии, Герой России Пётр Степанович Дейнекин. В 1225-м в полку начинали или проходили службу на различных должностях экс-начальник Главного штаба ВВС Игорь Иванович Хворов, начальник штаба авиации ВВС Василий Павлович Малащицкий, будущие командиры дивизий Пузанов, Волковинский, Томов, Джохар Дудаев, Янин, Дементьев, Коновалов.
Немало офицеров и прапорщиков, уволившихся в запас, остались жить и работать в посёлке, стали кузницей кадров. Николай Кургуз 18 лет работал механиком, заместителем начальника в военном лесопромышленном комбинате, а в 1978 году жители посёлка избрали его первым председателем поселкового Совета, который он возглавлял до 1990 года.
У жителей Среднего по-прежнему трудовые будни и нелёгкая служба. Александр Ведерников вручил благодарности председателя Законодательного собрания Иркутской области за особый вклад в развитие посёлка и патриотическое воспитание молодёжи начальнику штаба местного отделения всероссийского военно-патриотического движения "Юнармия" Усольского района Михаилу Максимову, а также за вклад в развитие культуры и искусства местному жителю Владимиру Юринскому. Благодарности получили и военные авиаотряда.
Решением Думы Среднинского городского поселения от 30 июня 2022 года звание "Почетный гражданин" присвоено Валентине Николаевне Кохан, которая более двадцати лет работала ветеринарным врачом, а с 2003 года трудится в войсковой части 34055-В; Михаилу Андреевичу Евграфову, который в 1973-2007 годах проходил службу в Вооруженных силах РФ, затем семь лет трудился главным инженером ЗОА "МиК-Авто", дважды избирался депутатом местной Думы, а сейчас возглавляет совет предпринимателей Среднего и отделение "Юнармии"; Владимиру Дмитриевичу Барчукову (посмертно), который прошел большой жизненный путь от техника самолёта до заместителя командира по воспитательной работе войсковой части 36668, руководил солдатским клубом и с 2007 года трижды избирался на пост главы администрации Среднего; Гавриилу Константиновичу Арабаджи, который в 1970- 1997 годах служил в Вооруженных силах РФ, а в настоящее время возглавляет совет ветеранов, является депутатом думы.
По материалам официального сайта администрации Среднего и книги Анатолия Гретченко "На дальних крыльях Приангарья".
Фото памятника Ту-16 на территории военного городка форума RusArmy.com
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.