Известному усольскому музыканту исполнилось 75 лет
8-04-2024, 12:51 Автор:Ольга Клыкова Комментарий: 1 Просмотров: 1740 Категория: Новости Усолья
Известному усольскому музыканту исполнилось 75 лет. В честь юбилей Анатолий Гринь порадовал всех большим концертом в Доме детского творчества.
Усольчане еще помнят его успех по центральному ТВ.
Усольчанин Анатолий Гринь выступил на этапе «Слепых прослушиваний» в шоу «Голос 60+» на Первом канале. Программа вышла в эфир. Он исполнил песню «Эх, Андрюша, нам ли быть в печали» (автор музыки — Илья Жак, слова написал Григорий Гридов). Свою песню музыкант сопровождал игрой на гармони. Песня написана в 1937 году, входила в репертуар Клавдии Шульженко. Несмотря на то, что по решению жюри, в которое вошли Валерий Леонтьев, Олег Газманов, Лайма Вайкуле и Стас Намин, конкурсант не прошел на следующий этап участия в шоу, его выступление приняли очень тепло — и зрительный зал, и мэтры российской эстрады.
Анатолий Гринь в Усолье — человек известный, в 1970-1980-е годы он, выражаясь современным языком, был на местном уровне просто мега-звездой, с чьей-то легкой руки его даже называют патриархом усольской «попсы». Потому что именно Анатолий Гринь стал одним из основателей первого в городе невероятно популярного профессионального музыкального коллектива «Скифы», песни которого взрывали танцплощадки Усолья. Сам Анатолий Пантелеевич считает самым важным из всего собой сделанного три вещи: создание вокально-инструментального ансамбля «Скифы», причастность к организации городского фестиваля бардовской песни «Бардак» и участие в создании вокального конкурса «Новые голоса Усолья».
Маленького Толю в Усолье в пятилетнем возрасте привезли из Украины родители. В большой украинской семье, где было пятеро ребятишек, пели все, и детство Анатолия прошло в буквальном смысле под украинские напевы. В такой музыкальной атмосфере уже в первом классе мальчик впервые взял в руки баян и сам научился на нем играть. К сожалению, в семье жили небогато, платить за обучение младшего сына нотной грамоте возможности не было. Но если уж что-то дано человеку, все равно проявится. Уже через два года самостоятельных занятий Толя мог на слух подобрать на баяне любую мелодию.
Творчество буквально притягивало мальчика, учась в школе № 7, он семь лет занимался в танцевальном кружке под руководством Галины Ивановны Просвирниной, тогда она была старшей пионервожатой школы. А когда перешел в девятый класс, случайно встретил на улице друга, который, перебирая гитарные струны, пел: «Будь проклята ты, Колыма…».
— Мне так понравилась эта песня, что я выпросил на несколько часов гитару и всю ночь учился на ней играть. К утру у меня все пальцы были до крови изрезаны струнами, но мелодию я наигрывал уже свободно! — вспоминает Анатолий Гринь. — В десятом классе мы с друзьями собрали свою первую группу, играли во дворе, выступали в ДК «Химик», тогда он размещался в здании, где сейчас располагается ДДТ.
Позже в Доме культуры «Мир» музыкант Владимир Бондаренкоорганизовал молодежный ансамбль, в который вошли, кроме Анатолия Гриня, его друзья Геннадий Хомколов, Виктор Купцов, Володя Копылов и другие. Ребята стали исполнять популярные песни тех лет и очень скоро стали известными среди усольчан, про них написали в областной газете «Советская молодежь». Но поскольку в вуз Анатолий не поступил, его забрали служить в армию. Казалось бы, на два года о музыке придется забыть, но получилось все наоборот: каждые выходные музыкальный солдат играл на танцах в гарнизонном Доме офицеров своей летной части в окрестностях Уссурийска на Дальнем Востоке.
Демобилизовавшись из армии в июне 1971 года, Анатолий вернулся домой в Усолье. Надо сказать, служба не прошла даром, там было больше времени, и Анатолий по самоучителю классической школы Матео Каркасси научился хорошо играть на шестиструнной гитаре. Дальнейшую жизнь на много лет вперед определила случайность: шел по рынку, увидел, что двое парней продают гитару, подошел, наиграл мелодию. Ребята, а это были братьяВладимир и Виктор Дорожкины, заинтересовались. Познакомились, тут же пошли в ресторан «Сибирь», где братья подрабатывали по вечерам музыкантами. Анатолий играл и пел вместе с ними, они показывали друг другу, кто на что способен в музыкальном плане. Новую группу ждал аншлаг у посетителей ресторана, которые не поскупились и на щедрый гонорар. Фактически так июньским вечером и родился будущий коллектив группы «Скифы».
Анатолий на тот момент уже был трудоустроен в ДК «Мир» на должность руководителя эстрадного оркестра.
— Я обратился к директору ДК «Мир» Борису Фридману и рассказал о том, что есть талантливые ребята, он пошел навстречу и разрешил создать группу,- рассказывает А.Гринь. - Уже в ноябре 1971 года «Скифы» официально начали выступать. Мы очень быстро получили известность.
С этого момента начался стремительный взлет популярности новой группы, которую назвали «Скифы». Ребята исполняли песни собственного сочинения, пришедшиеся по вкусу тогдашней неизбалованной свежим музыкальным материалом аудитории.
— Мы в буквальном смысле «гремели» в Усолье, — говорит Анатолий Гринь. — Были желанными гостями на любой сцене, танцплощадке, в ресторанах, тогда это были «Сибирь» и «Пещера». Выступали на городских праздниках. Стали кумирами усольской молодежи. От города ездили с концертами по всей Иркутской области на различные музыкальные конкурсы и смотры сельского, городского, областного масштабов. Практически всегда оказывались если не победителями, то в числе призеров. Этот «золотой» период длился для нас лет десять. Одна из важнейших побед — в областном телевизионном певческом конкурсе, посвященном 60-летию комсомола, - «Любовь, комсомол и весна». Тогда в качестве солистки с нами выступала Евгения Бураева, ставшая в нашем городе невероятно известной. После этой победы нас пригласили выступить в Москве. Но — не случилось. Из-за нарушения дисциплины группу пришлось распустить. В столицу поехала одна Евгения Бураева уже с другим коллективом. А я по рекомендации директора ДК «Мир» Бориса Фридмана набрал новую группу «Лель». Но… прошло время, «Скифов» знали в области, ждали в городе на каждом празднике. А «Лель» все же был на порядок слабее, такой популярности ребята так и не обрели. В общем, приняли решение группу «Скифы» возродить. Увы, ненадолго. Группа после торого рождения очень быстро распалась. Тому было много причин, о которых я сейчас широкой общественности говорить не хочу.
Набрав младший состав «Скифов», Анатолий Гринь продолжил выступать при клубе завода горного оборудования. Но эпоха расцвета вокально-инструментальных ансамблей уже ушла. В 1980-е годы по всей стране стали открывать дискотеки, где включали фонограмму известных отечественных, а чаще — зарубежных исполнителей. Советские ВИА никак не могли тягаться в популярности с западными кумирами. Плюс ко всему, большую роль сыграла, как это бы сейчас сказали, рентабельность. Зачем платить заработную плату целому коллективу, если можно просто включить магнитофон и получить не меньший восторг (и покупаемость билетов) от аудитории? В результате весь состав группы «Скифы» был уволен.
— Я считаю, что тогда на годы был подписан приговор «живой» музыке в нашей стране, — делится мнением Анатолий Гринь. — И «Скифы» тоже попали в эту волну. Ну, а потом, впоследствии, в 1990-е годы вообще все пришло в упадок, музыканты влачили жалкое существование.
В сложный период Анатолий Гринь пытался держаться на плаву. Он вернулся в ДК «Мир» аккомпаниатором в танцевальный коллектив, вел кружок гитаристов. А потом его пригласили на швейную фабрику «Ревтруд» художественным руководителем, где он создал новый музыкальный коллектив. В середине 1980-х эта тенденция охватила практически все производственные объединения города. Свои музыкальные группы создавали на Усольехимпроме, на Силиконе, даже при ГПТУ-11. Но и этому короткому творческому подъему пришел скорый конец. Новый экономический строй в стране уничтожил не то, что музыкальные коллективы — рухнули промышленные предприятия-гиганты. А те, что остались, о музыке думали в последнюю очередь…
Анатолий Гринь устроился в школу № 15 ночным сторожем. В 1987 году он поступает на заочное отделение Ленинградской высшей профсоюзной школы культуры.
— Пока пять лет учился, СССР, к сожалению, распался. Поступал в одно учебное заведение, окончил другое, страну переименовали, и вуз мой тоже — он стал Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,— рассказывает Анатолий Гринь. — Но ведь суть от этого не поменялась. В 1992 году я получил диплом педагога-организатора. Мне тогда было уже 42 года. Диплом я защищал с гитарой в руках, мне помогали питерские барды. Мы устроили настоящий мини-концерт. Защитился на «отлично». Оценили. Предложили должность директора клуба в городе Приозерске Ленинградской области. Честно — я такого не ожидал. Но, как бы это ни было приятно… Сорваться с тремя детьми и женой в новую реальность, все эти переезды, продажи-покупки квартиры, новое абсолютно все в чужом городе в такой сложный период экономического становления страны… Посоветовался с супругой Валентиной, и мы не решились. Хотя по Петербургу до сих пор скучаю. Это особенный город.
Обладателя диплома о высшем образовании Анатолия Гриня перевели из сторожей в педагоги дополнительного образования. Он курировал всю художественную самодеятельность своей школы. В этот период создал ансамбль «Пятнашки» (забавное название — по аналогии с номером школы), который занимал первые места во многих конкурсах. Дети в коллектив шли с удовольствием.
По совместительству подрабатывал педагогом-организатором в школе № 8, в гимназии № 1, затем в лицее № 1, куда впоследствии перешел на постоянную занятость. С лицеистами работалось интересно, в разные годы было создано несколько ярких, самобытных групп, также занимавших призовые места на различных конкурсах. В педагогической работе, на которой наш герой «горел» как и в молодые годы, прошло десять лет.
Именно в этот период Анатолий стал одним из инициаторов возрождения городского фестиваля бардовской песни «Бардак».
— Идейными вдохновителями этого фестиваля стали журналист Александр Гордин и его жена Ольга, — вспоминает Анатолий Гринь. — Они искали соратников и, конечно, я поддержал это начинание, предоставил аппаратуру, которой у ребят не было. Но со временем сама идея «Бардака», которая ставилась в его основу, — предоставление публичной площадки для авторов и исполнителей собственных текстов и музыки, приказала, как говорится, долго жить. Люди приезжали просто отдохнуть на берегу реки, выпить, пообщаться в теплой компании, перепеть чужие песни… С творческой точки зрения это уже не представляло никакой ценности. А когда главные идеологи, Александр и Ольга Гордины, переехали в Иркутск, все само собой сошло на нет.
Возможно, сопричастность к созданию «Бардака» повлияла на Анатолия в новом качестве: ему захотелось и самому стать организатором общегородского конкурса талантов. И когда его друг Геннадий Соколов подал в 2006 году идею создания вокального конкурса, А.Гринь ее подхватил. Так родились «Новые голоса Усолья». Под имя кумира поколения усольчан-меломанов 1970-80-х нашлось немало спонсоров, этот проект стал в свое время очень престижным, подарил нашему городу открытие множества вокалистов. Таких, как Игорь Лобанов, Ирина Шошкина, Александр Уданенко, Геннадий и Светлана Соколовы и многих других.
Сейчас Анатолий Гринь на пенсии, у него уже семь внуков! Но он не тот человек, чтобы просто отдыхать. Занимается спортом, рыбалкой, охотой, активно выступает на корпоративах, праздниках различных масштабов, недавно вернулся из Красноярска, где выступал с концертом перед концерном лесорубов. Стал одним из победителей первого усольского городского конкурса «Голос 50+». Участвовал также во всероссийском песенном конкурсе «Крымский мост».
В честь юбилей А.Гринь исполнил много песен для усольчан, для него звучали аплодисменты и поздравления.
Федор Аникеев-Борн, директор ДДТ:
- Усольчанин Анатолий Гринь выступил на этапе «Слепых прослушиваний» в шоу «Голос 60+» на Первом канале. Программа вышла в эфир в пятницу 10 сентября. Он исполнил песню «Эх, Андрюша, нам ли быть в печали» (автор музыки — Илья Жак, слова написал Григорий Гридов). Свою песню музыкант сопровождал игрой на гармони. Песня написана в 1937 году, входила в репертуар Клавдии Шульженко. Несмотря на то, что по решению жюри, в которое вошли Валерий Леонтьев, Олег Газманов, Лайма Вайкуле и Стас Намин, конкурсант не прошел на следующий этап участия в шоу, его выступление приняли очень тепло — и зрительный зал, и мэтры российской эстрады.
автор
Наталья Костина
Присоединяйтесь в группы Усольесити
в вайбере в телеграмм в одноклассники в ОК ОК-2 в ватсап в контакте
Звоните, предлагайте темы для публикаций. Звоните по вопросам рекламы 89027645521, пишите ulj91@mail.ru
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Публикации на сайт выставляют учредители СМИ Ольга Клыкова и Степан Гамзулин. Каждый из учредителей лично несет ответственность за выставленную им публикуцию (кроме материалов, официальных пресс-служб), за ее достоверность, грамотность (орфографию, пунктуацию, стилистику). Часть публикаций пишут сами учредители, часть - другие авторы, их фамилии указаны внизу заметок.
Комментарии к статье
РЕКЛАМА
→ Как выступил усольчанин на первом телеканале
→ Пока не показали: Ждем усольчанина в эфире центрального ТВ
→ Пока не показали: Ждем усольчанина в эфире центрального ТВ
РЕКЛАМА