Лица Усолья. Валерий Алексеев - народный артист РФ.
22-09-2024, 12:53 Автор:Ольга Клыкова Комментарий: 0 Просмотров: 696 Категория: Новости Усолья
Лица города. Валерий Алексеев.
Когда–то железнодорожная станция «Усолье-Сибирское» имела другое название – «Ангара». Но в 1957 году «Ангара» сменила название на нынешнее из-за путаницы с железнодорожной станцией «Ангарск». Уж больно созвучны были эти названия, и пассажиры поездов дальнего следования частенько путались при объявлении станции – выходили не на своих остановочных пунктах.
Так вот, в пригородном поселке за ж/д станцией «Ангара» 7 апреля (аккурат в великий церковный праздник Благовещение) 1948 года на свет появился ныне народный артист России – ведущий актер Омского драматического театра Валерий Иванович Алексеев.
Его родословная схожа с родословной многих тысяч пацанов страны Советов. Впрочем, все же отличается. По отцовской линии был заложен артистический ген, который, при определенных условиях, должен был трансформироваться в реальный результат. И эти условия вкупе с невероятным талантом самого Валерия, срослись воедино, о чем свидетельствует огромная ныне популярность и любовь десятков тысяч жителей Омска и за его пределами к своему кумиру – артисту Алексееву.
А пока проведем экскурс к истокам народного артиста России, уроженца города Усолья-Сибирского.
Про наш город говорят: «Усолье родилось при соли». Но не в соли соль Усолья, а в его людях. Они – соль нашей земли.
Предки нынешних усольчан в основном – ссыльнопоселенцы, «политические» и уголовники. Отец же Валерия, Иван Григорьевич, был из рода уссурийских староверов. Человек от природы талантливый во всем. В какой бы ипостаси не пробовал себя – везде получалось. На заводе горного оборудования трудился мастером, ведущим электриком. Коллектив избрал его еще идеологическим работником. Иван Григорьевич великолепно играл на баяне, пел, плясал, рисовал. Особой его страстью были мотогонки – он участвовал в соревнованиях и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Был у него свой мотоцикл марки «Урал». Автор этих строк частенько гонял с дядей Ваней в лес, в район Крюковки, Ситниковой мельницы. Поскольку отец народного артиста любил стремительную езду, то и в аварию с ним однажды попали. Вылетели из колеи прямо к огромной сосне. Ничего, ощупали кости, отряхнулись. Дядя Ваня спросил: «Ну что, жмем дальше, Ростя, или по домам?» Какой там дом для шестилетнего пацана! «Конечно, едем дальше в лес», – заявил я.
По материнской линии у Валерия Ивановича история более сложная. Его бабушка Елена Александровна Житникова, в девичестве Семёнова, происходила из того самого казачьего рода, из которого вышел атаман Семёнов, воевавший на стороне белой армии в Гражданскую войну в Забайкалье. До революции они жили в Забайкалье, хозяйствовали в своем доме. Елена Александровна была старшей в семье из 11 ребятишек, слыла мастерицей на все руки, имела бесстрашный нрав.
В начале 20-х годов из Белоруссии на службу в Забайкальские края прибыл отряд. В нем нес службу с тремя своими братьями Палладий Житников. За него и вышла замуж Валерина бабушка. Служивые люди часто меняли место жительства, так что, где только не приходилось бывать семье Житниковых. В монгольском Улан-Баторе у них родилась дочь Екатерина – мама Валерия.
Вскоре закрыли советско-монгольскую границу и казаков поставили перед выбором: либо вы навсегда остаетесь в Монголии, либо возвращаетесь в Россию. «Как же нам да без России?» – рассуждал Палладий, потому вернулся с семьей на родину. Обосновались в Красноярске, где глава семейства, имея золотые руки, устроился на завод, слыл ведущим специалистом. Но в одну из ночных смен Палладия Житникова арестовали и увезли в неизвестном направлении. А что было дальше, неизвестно до сих пор. Жену и дочь репрессировали в течение суток, выселили из Красноярска.
Судьба забросила их на станцию «Ангара», то есть в наш город. В привокзальном поселке, за линией, уже жили несколько семей с фамилией Семёновы – односельчане того самого атамана Семёнова, воевавшего против красных. Их выслали «за компанию» на усольскую землю. Они-то, несмотря на страх перед властями, и помогли выжить Елене Александровне и ее дочери Кате.
Первое время жили в землянке, выкопанной в районе нынешней конторы «Хлебоприемного предприятия», на улице Островского. После замужества Екатерины ее муж Иван Григорьевич срубил из листвяка домик на улице Островского, 44. В его восточной части жила бабушка, а в западной – молодая семья Алексеевых с сыном Валерой.
Будущий артист с малых лет стал проявлять свои незаурядные актерские данные. В четыре года знал язык животных, птиц, обучал петухов биться друг с другом. Лет в семь-восемь, насмотревшись фильм про тореадора, надел бабушкину красную кофту и стал дразнить соседского быка. Разъяренное животное под неимоверный хохот станционных пацанов рвануло в сторону Валерия, и тот птицей взмыл на крышу дома.
В привокзальном поселке в 50-е годы жило много фронтовиков, охотников. Наслушавшись их рассказов, Валера подражал их деятельности, отчего бывалые люди ухохатывались до слез от его попыток. Его одаривали рублями, которые наш герой тратил на мороженое и просмотр кинофильмов в станционном клубе «Красный лебедь».
До школы Валерий вместе с друзьями детства двоюродными братьями Валерой и Володей Апехтиными, Александром Вороновым, Валерой Кочневым, Виктором Симаковым, Григорием Батудаевым, Славой Деревягиным, Владимиром Какухиным и другими освоил ненормативную лексику. За это ему попадало от родителей – больше всего от матери. Она наказывала сына беспощадно, но тщетно. Работа бухгалтером расчетной группы в «Заготзерно» отнимала много времени, так что при шестидневной рабочей неделе полноценно заниматься воспитанием у нее не хватало времени.
Работником Екатерина Палладиевна была незаменимым. Моя жена работала с ней в бухгалтерии и рассказывала: «По поводу начисления зарплаты к Палладиевне никогда со стороны рабочих и начальства претензий не было. Считала как компьютер. Хотя в те времена кроме арифмометра и счет никакой вычислительной техники не было».
Незаурядной мастерицей была и бабушка. Знала лечебные травы, мастеровито стряпала и готовила, была великолепной портнихой и закройщицей. Моя бабушка меня к ней водила, чтобы она присмотрела за мной. Приходила баба Лена к нам в гости, рассказывала интересные истории. К ней многие односельчане шли за советами и просьбами – сшить ту или иную вещь. Проще говоря, она обшивала весь околоток.
Не помню, как Валера пошел в первый класс, так как я его помладше. Но помню, что его отличала от сверстников вельветовая рубашка с двумя нагрудными карманами и замками. Последний писк моды того времени! Скорее всего, баба Лена перешила какую-то вельветовую вещь на школьную форму внуку. Школа № 34 для станционных ребятишек располагалась примерно на месте нынешнего кафе «Палуба», что в сорока метрах от конечной остановки трамвая. Школа была начальной, директором в ней был фронтовик Николай Алексеевич Бологов – умный, строгий, но справедливый мужик.
Под стать ему была первая учительница будущего народного артиста Мария Григорьевна Марциновская. Она-то его быстро отучила от матерных слов. Соседом по парте у Валерия был известный на всю область журналист Борис Краинский. Учеба будущему артисту давалась легко, но он не форсировал события. Вернее, не старался выделяться среди сверстников – тогда это не было принято.
Окончив начальную школу, Валера с одноклассниками два года ходил за знаниями за четыре километра от дома – в район улицы Молотовая. Пока в 1961 году не переступил порог новой пятнадцатой школы на 59-м квартале. Ее первый директор Пётр Иванович Аникеев был сам человеком незаурядным и любил талантливых учеников. Среди его любимчиков были Валерий Алексеев и, в дальнейшем ставший известным футболистом, Виктор Оглоблин. Они учились в одном классе. Первый уже тогда блистал на школьных постановках-концертах и формировал репутацию будущего артиста. Да он и сам не скрывал, что хочет стать артистом. Вот только окончив восемь классов, он засомневался. Причиной тому стал приход в класс военнослужащего, который набирал ребят в Хабаровское военно–медицинское училище с перспективой на дальнейшую учебу в Московском институте.
Поскольку мать его мечтала в детстве стать врачом, но клеймо «дочь врага народ» перечеркнуло эти планы, то сын хотел осуществить эту мечту на себе, тем самым уважить самого дорогого ему человека. Собрал документы, отнес в военкомат и загрустил, понимая, что его мечта стать артистом уже не осуществится. Екатерина Палладиевна, обычно тихая в быту, заметила изменения в сыне и настояла на том, чтобы он поехал в Иркутск, попробовал поступить в театральное училище. Валерий рванул в военкомат – разыграл чувственную сцену про болезнь родных, чему военком поверил и вернул документы.
Кто жил в предместье, тот знает свое состояние, когда ты приезжаешь в город. Над тобой витает комплекс неполноценности. Пережил его и Валера Алексеев, кода переступил порог театрального училища. Однако талант – он и в Африке талант! В те годы все было по справедливости и способностям. Сдав три этапа различных экзаменов, провинциальный паренек без проблем был зачислен на первый курс. На дворе стоял 1963 год.
Все годы учебы парень из Усолья-Сибирского был на виду. Его любили преподаватели, уважали сокурсники не только за природный талант, но и за трудолюбие, упорство, активность, невероятную работоспособность и другие лучшие качества.
По станции «Усолье-Сибирское» ходила молва «Валерка Алексеев учится на артиста». В те годы я в этом деле не особо соображал, однако август 1984 года изменил мое мировоззрение. Уже будучи второкурсником театрального училища он приехал на каникулы к родителям и стал своими шутками–прибаутками, ужимками-гримасами развлекать земляков. Он перевоплощался из комического персонажа в серьезного и наоборот. А когда в один из вечеров в окружении станционных девчат под гитару спел неизвестную тогда песню «Девушка из Нагасаки», я понял, что те все разговоры о будущем великом артисте Валерии Алексееве – вовсе не шутка или миф, а реальность. До сих пор помню некоторые куплеты той песни...
На диплом В. Алексеев вышел с двумя актерскими работами в комедии А. Н. Островского: «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Первая – приказчик купца Барабошева, «шестерка», Гнусь – Мухояров. Вторая – Глеб Меркулыч, садовник купчихи Барабошевой, жуликоватый старик, который обнаглел до того, что мешками таскал из хозяйского сада яблоки, да еще и желал хозяевам подставного вора предоставить, чтобы снять с себя подозрения.
За исполнение роли Меркулыча он получил оценку «отлично». Молодого актера пригласили в местный ТЮЗ, сразу дали квартиру и приличную ставку. Простой паренек родом со станции «Ангара» с первых дней работы в ТЮЗе показал себя во всей красе. Не проработав и года, он вместе с режиссером Владимиром Симоновским перешел на работу в Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова. Случилось это в 1968 году.
На одной из иркутских тусовок Валерий познакомился с не особо известным тогда Александром Вампиловым. Тот заведовал отделом комсомольской жизни в газете «Советская молодежь» и писал пьесы. Их знакомство вскоре переросло в дружбу. А когда из Москвы разрешили в Иркутске поставить пьесу Вампилова «Старший сын», то автор на ключевую роль Сильвы порекомендовал режиссеру В. Симоновскому Валерия Алексеева. Он был убежден в невероятных способностях и таланте парня из Усолья. Дебют пьесы в Иркутске прошел «на ура», в чем была большая заслуга драматурга, режиссера и артистов, в числе которых Валерий Алексеев. Со «Старшего сына», собственно говоря, началась мировая известность Вампилова, а за ним и популярность В. Алексеева.
Разница в возрасте двух друзей составляла 11 лет. До спектакля «Старший сын» они бывали в одних компаниях, испытывали друг к другу симпатию. Премьера их сдружила окончательно. Вампилов, обсуждая с Симоновским спектакль «Прощание в июне», на главную роль студента Колесова снова назвал только одно имя – Алексеева. Роль была непростой, но драматург считал, что артист с ней справится.
Вспоминает В. Алексеев:
– Я преподавал в пединституте на факультете общественных профессий. Говорят: «Тебя вызывают». Смотрю – сам Вампилов стоит. Я занятия свернул, вышли на улицу, купили пару бутылок легкого сухого вина и сели на берегу Ангары. Там вид очень красивый. Комары нас кусали, потом дождик пошел. Мы накрылись плащом и просидели до глубокой ночи. Саша говорит: «Ты будешь играть в «Прощании в июне» главную роль». Я ему: «Знаешь, я что-то волнуюсь. Сильва – комедийная роль, а Колесов – все-таки герой. Он должен быть высоким, крупным человеком, пробивным. А я – характерный актер». Вампилов мне: «Будешь репетировать». Я: «Знаешь, Саша, я очень хочу, чтобы твоя судьба состоялась. Как бы не подломить тебя, не испортить текст... Не дай бог тебя подвести. Я в себе не очень уверен». Вампилов твердо: «Хватит кокетничать. Тебе нравится эта роль?» Отвечаю: «Да, нравится». «Тогда я не сомневаюсь, что ты ее сыграешь», – закончил Саша.
1
8 августа 1972 года Иркутский драмтеатр в сотый раз играл «Прощание в июне» на гастролях в Саратове. Ждали. Должен был приехать автор – Вампилов. За день до этого, 17 августа, в номер гостиницы, где жил В. Алексеев, влетел черный голубь. На следующие сутки в пять часов утра его разбудил плачущий актер В. Лобанов с сообщением: «Звонили из Иркутска, утонул в Байкале Вампилов». Через два дня ему должно было исполниться 35 лет...
– Спектакль прошел как никогда. Зал дышал и чувствовал вал: на сцене необычно, что-то произошло. По его окончанию на сцену вышел актер Юра Красик и сказал, что мы узнали страшную весть». Он не договорил – весь зрительный зал встал. Установилась гробовая тишина. Женщины плакали, мужчины сдерживали себя, чтобы не разрыдаться. Мы ушли со сцены. Зрители стояли. И вдруг начались овации в память драматурга. Мы поддержали зал, – вспоминал Валерий Алексеев.
Как чаще всего бывает в России – началась бессмертная слава Вампилова. В 1973 году он стал репертуарным лидером. Вскоре по пьесам драматурга стали снимать фильмы, их начали переводить на другие языки и ставить за рубежом.
«Прощание в июне» в Иркутске Алексеев сыграл больше ста раз. «Старший сын» в репертуаре драмтеатра остался спектаклем с особенной судьбой, всегда шел только с аншлагами. Вампилов дал молодому актеру две его лучшие роли Сильвы и Колесова. И усольчанин не подвел, сыграв их ярко, неповторимо. Чем и сам помог талантливому драматургу приобрести мировую известность.
После двух успешных пьес Валерий играл много. Но сам себе не нравился. Не был удовлетворен тем, что делал. В это время его тревожили внутритеатральные проблемы и личного характера. Ушел из театра главный режиссер Волин, который, собственно говоря, его и создал. На его место пришел Разинкин. Его режиссуры не приняли: выверяли ее прежним уровнем. Начался разброд, актеры засобирались в другие города. По театру гуляли строчки Юрия Цапника, будущего народного артиста, уже выбравшего Челябинский театр: «Много в театре всякой заразины… Бойся Разинкиных пуще, чем Разина». Начался исход лучших артистов из Иркутского драмтеатра.
В 1973 году В. Алексеев получил приглашение в Омский драмтеатр. Вместе с ним уехали черемховец В. Гуркин и другие. Вскоре их с Гуркиным пригласили в Москву. Гуркин уехал, а наш земляк проявил преданность Омску, где живет и по сей день. Почти 50 лет служит он в театре, сыграл десятки ведущих ролей.
Особенно запомнились две постановки режиссера Владимира Симоновского «Последний срок» и «Деньги для Марии» (автор – Валентина Распутина). В первом спектакле Валерий сыграл просто замечательно роль балагура Степана Харчевникова, во втором – не менее ярко Кузьму. В миллионном Омске Валерий Алексеев невероятно популярен у местной публики, авторитет среди руководства города и коллег по артистическому цеху.
Долгое время народный артист России (звание получил в 1998 году) являлся советником губернатора Омской области, почетным гражданином города. Но меня не покидает мысль о неполной реализации таланта Валерия Ивановича. Где? В кинематографе. Так уж случилось, что в Сибири и на Дальнем Востоке ни в советский период, ни сейчас, нет ни одной киностудии. А будь они, и популярность нашего земляка была бы гораздо шире, причем на территории всей страны.
Усольчанин – универсальный артист, мог сыграть самые разные роли, как драматические, так и комедийные.
В те далекие 50-е - начало 60-х, живя и находясь рядом с обычным станционным пареньком, я и не думал, что через какое-то время он станет такой знаменитостью. Впрочем, наметки на это я все же замечал с августа 1964 года.
Ростислав Владимирский
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Публикации на сайт выставляют учредители СМИ Ольга Клыкова и Степан Гамзулин. Каждый из учредителей лично несет ответственность за выставленную им публикуцию (кроме материалов, официальных пресс-служб), за ее достоверность, грамотность (орфографию, пунктуацию, стилистику). Часть публикаций пишут сами учредители, часть - другие авторы, их фамилии указаны внизу заметок.
Комментарии к статье
РЕКЛАМА РЕКЛАМА
→ Юбилей: 20 лет перевоплощается в Деда Мороза Усолья
→ Наш земляк - усольчанин – символ города Омска
→ Наш земляк - усольчанин – символ города Омска
РЕКЛАМА РЕКЛАМА