Железной дороге - 120 лет. О первых усольских железнодорожниках
6-08-2018, 06:30 Автор:Николай Ермаков Комментарий: 16 Просмотров: 1484 Категория: Новости Газета "Усольские новости"
После завершения строительства мостов через реки Белая и Китой из Красноярска в Иркутск 16 августа 1898 года прошел первый поезд, и началось регулярное движение в сторону Москвы.
Вдоль железной дороги строили свои дома и селились жители, обслуживающие железную дорогу, и возникла станция Мальта. По переписи населения 1926 года в 17 дворах жило 84 человека.
Первым начальником станции был Алексей Мамаев. В метрической книге "Вознесенской церкви села Мальта есть запись: "14 мая 1899 г. крестили Зою девочку-подкидыша родители: начальник станции Мальта Мамаев Алексей и его жена Агрепина Сергеевна".
После прокладки пути продолжалась укладка разъездных путей и стрелок, переездов, стрелочных будок; в западной стороне домов для семей железнодорожников.
Для снабжения паровозов водой в 1900 году построена водокачка на речке Мальтинка. Далее проложены чугунные трубы до станции, где рядом построили водонапорную башню.
Водой с водонапорной башни пользовались и жители Мальты.
Одно время начальником станции был Валовик. В 1940 году его сменил Семен Иванович Черных, проработавший в этой должности до 1965 года.
Увеличилось количество путей, проложили путь на Усольский Химпром, станция Мальта стала значимой по отправке и приему грузов.
Много лет проработал дежурным станции Мальта Андрей Михайлович Ларионов. Андрей Михайлович является и главой династии железнодорожников.
Его старший сын Петр после окончания школы в Тайтурке работал на станции Мальта кассиром, а в 1942 году был призван в армию. После курсов в Подмосковье – воевал, был ранен.
Второй сын Дмитрий работал в должности электромонтера, оператором дефектоскопа. Если учесть километры, пройденные пешком Дмитрием Андреевичем, получится расстояние до Москвы и обратно.
Дочь Галина с 1964 по 2001 год работала приемосдатчиком грузов, товарным и билетным кассиром. Галина Андреевна бережно хранит ордена и медали отца, а также письма с фронта старшего брата Петра.
Зять Николай Григорьевич Янко отработал на железной дороге 30 лет.
Муравьев Илья Семенович начал свою трудовую деятельность сигнальщиком блокпоста, а с 1940 года и до пенсии трудился дежурным станции.
Смирнов Дмитрий Павлович был начальником станции Макарьево. В 1954 году переведен на станцию Мальта, где и проработал до пенсии.
И его брат Копытов Иосиф Матвеевич, совершивший подвиг уже после Великой Отечественной войны, о чем писала газета под рубрикой "На боевом посту", - во время своего дежурства он предотвратил аварию пассажирского поезда № 1 «Москва – Пекин». А было это так. Выходя из дома на дежурство в ночную смену в декабре 1952 года, он по слуху определил, что через станцию Мальта прогромыхал на железнодорожных стыках тяжеловесный, с балластом, состав.
Во время сдачи смены напарник доложил, что на посту участка все в порядке. Один смену сдал, другой принял. Но, как говорится, доверяй, но проверяй. И Иосиф Матвеевич отправился осматривать охраняемый объект. В руках керосиновый фонарь, осмотрел железнодорожные ручные стрелки и луч от фонаря направил по рельсам в сторону разъезда "Лужки". Ночью световой зайчик виден далеко. И вдруг на одной из них заметил что-то черное. А от станции дали отправление пассажирскому поезду. Черное пятно расплылось, и стал виден большой пролом: кусок рельса, вывалившись, лежал здесь же.
А поезд развивал скорость, чтобы использовать ее на подъеме. Надо скорей срочно поставить пороховые сигнальные петарды и как можно дальше от пролома. Иосиф Матвеевич быстро поставил три петарды, бегом бросился в будку и надавил на рычаг – семафор закрыт. Еще помогла бдительность машиниста, который наблюдал за световыми фонарями, и когда перед его носом на семафоре вместо зеленого огня появился красный да хлопнули петарды, машинист поезда произвел экстренное торможение. Пассажиры отделались испугом, ушибами, а узнав причину остановки, поблагодарили стрелочника и машиниста за принятые экстренные меры.
Награжден Николаенко Федор Григорьевич, проработавший на железной дороге 37 лет, Орденом Ленина и медалью за доблестный труд.
42 года проработал на ВСЖД Кучешев Николай Егорович 1936 года рождения, в том числе и на Мальтинской дистанции ЭКЧ – 19 контактной сети с 1959 по 26 сентября 2001 года в должностях: электромонтер, старший электромеханик контактной сети ст. Мальта.
Т.Г.Шатун
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.