Старая пластинка в Усолье
26-01-2020, 06:10 Автор:Олег Сурусин Комментарий: 0 Просмотров: 695 Категория: Новости Усолья
Старая пластинка. Под таким названием в центральной городской библиотеке прошло культурное мероприятие в виде "библиотечного квартирника". Что, по словам организатора-ведущей Елены Салищевой, должно способствовать воссозданию атмосферы квартирных посиделок советского времени. Гостями встречи стали женщины, представительницы старшего поколения, которые здесь же могли попить чайку с конфетами и печеньем.
Обращаясь к собравшимся в читальном зале библиотеки, Е.Салищева сказала:
- Я рада, что столько желающих откликнулось на наше приглашение на посещение библиотечного клуба интересных встреч, в данном случае библио-квартирника. А эта встреча является первой в наступившем году.
Она же предложила вспомнить-поностальгировать о неотъемлемом атрибуте советского образа жизни - виниловых пластинках, ставших вместе с проигрывателем тех лет "хозяевами" встречи. С конвертов-обложек смотрели знакомые лица: Людмилы Гурченко, Льва Лещенко, Валентины Толкуновой, Анны Герман и других популярных когда-то эстрадных исполнителей советской эпохи. Из тех, что наверняка еще сохранились у кого-то как память о прошлом, в которое и предложила мысленно окунуться присутствующим ведущая квартирника, начав с рассказа об истории появления грампластинок, ставших одним из символов двадцатого века. Их пик популярности пришелся на середину минувшего столетия. Началом же истории появления пластинки можно считать событие, когда Томас Эдисон запатентовал свое очередное изобретение – фонограф. А первые пластинки были изготовлены из каучука или целлулоида. Затем появились щелочные пластинки, которые прослушивали на граммофонах "с раструбом" (отсюда и название грампластинка). А позднее на смену этим устройствам пришли патефоны, что, как и первые, не подпитывались от электросети, а заводились посредством специальной ручки (как автомобили старого образца). Поэтому патефон вполне можно было брать с собой на пикник "на природе", наслаждаясь музыкой и песнями любимых исполнителей. Помнится, был такой патефон и в нашей семье, он оставил память о себе на одной из фотографий 50-ых годов…
Следующим этапом в истории пластинки стало появление проигрывателей и стереопластинок, изготовленных из винила. Они появились после войны, были более легкими по весу, чем предыдущие, на них можно было записать не две песни (по одной с каждой стороны), а гораздо больше. Вспомнили и о самой известной в стране фирме по выпуску пластинок "Мелодия", а также об одноименном усольском музыкальном магазине, что вначале располагался на Комсомольском проспекте (где теперь магазин "Ангарский"), а в конце 70-ых - уже в Привокзальном районе вблизи первых девятиэтажек. В стране в те годы наряду с виниловыми выпускались и гибкие пластинки, наподобие тех, что служили в виде вкладышей в популярном журнале "Кругозор". И хотя стоили они гораздо дешевле "винила", зато на их конвертах были напечатаны тексты песен. И лично я, например, услышал качественную запись Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль" именно на гибкой пластинке. Откуда, будучи пятиклассником, списывал тексты песен.
Параллельно рассказу об истории пластинок гости встречи-квартирника слушали пластинки с песнями советских исполнителей, где первой прозвучавшей с проигрывателя записью были стихи Евгения Евтушенко, прочитанные автором. Звучали светлые, грустные и задушевные песни в исполнении Вадима Козина, Марка Бернеса, Льва Лещенко и других, слова которых подпевали те, чье детство, молодость и зрелость были связаны с периодом социалистического развития государства. А сам проигрыватель-старичок старался в меру своих сил и слабенького звука. Из-за чего ведущая встречи обратилась с просьбой к тем, у кого сохранился в рабочем состоянии проигрыватель советского образца, посодействовать клубу библиотечных встреч в его приобретении (в качестве подарка).
Были "в ходу" и так называемые гибкие пластинки "на костях", изготавливаемые подпольным способом. Делались они из рентгеновских снимков, где отчетливо проступали части человеческого скелета (отсюда и название). Продавались "кости" обычно "из-под полы" и на такой пластинке имелась запись только одной песни, да и то не лучшего качества. Отдельная тема - это фарцовка иностранным "винилом", что было официально запрещено законом в 60-ых, 70-ых и 80-ых годах. Средняя цена "фирменного" диска рок-группы составляла 70 рублей. Тогда как средняя заработная плата была 120 рублей. Но те, кто занимался подпольным бизнесом, делали неплохие деньги, так как списывали "с дисков" на магнитофонные бабины, которые и продавали всем желающим послушать зарубежный рок. К слову сказать, появление катушечных и кассетных магнитофонов составило серьезную конкуренцию пластиночной индустрии. А появившиеся чуть позже компакт-диски CD и вовсе добили производство винила. Казалось бы! Однако прослеживается тенденция на "возвращение к виниловым пластинкам", так как спрос и мода на стерео-аппаратуру и "винил" (по слухам) возвращается. У нас же в стране это пока что прерогатива коллекционеров, ностальгирующих по "старым добрым временам". Из-за чего "старые пластинки" пользуются спросом у любителей, готовых выложить за их приобретение денежки.
Завершалась встреча-квартирник темой-посвящением композитору Максиму Дунаевскому, отметившему недавно свое 75-летие, чьи мелодии известны по многим кинофильмам, - такому же блестящему музыканту, как и его отец, игравшему поначалу в рок-группе, а затем уехавшему в США. Но в конце 90-ых Максим все же вернулся на родину, где его помнят и любят. А Елена Козявина исполнила несколько песен на музыку Дунаевского из кинофильмов "Карнавал" и "Ах, водевиль, водевиль". А подпевавшие ей собравшиеся в очередной раз убедились, насколько же убого звучат "песни" современной попсы в сравнении с песнями советской эстрады.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.