И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой… об истории семьи детям рассказывают родители
Почему так важно человеку знать историю своей семьи, помнить и чтить память предков?! Потому что только так начинается дорога к самому себе. Без опоры на прошлое трудно жить в настоящем и, конечно, невозможно осознанно формировать своё будущее. Чтобы ребёнок смог осознать своё я, своё предназначение, смог жить в любви и гармонии, быть счастливым – надо знать маму и папу, дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, их достижения, их ошибки, время, в котором они жили. Это даёт понимание того, что в мире всё циклично, всё со всем взаимосвязано и что каждый человек творит историю. Так накануне Дня Победы родители малышей первой младшей группы «А» д/с № 39 вспоминали своих бабушек и дедушек, рассматривали с детьми фотографии старых семейных альбомов.
- Шлейнинг Клара Соломоновна, это моя бабушка по маминой линии. Она из многодетной семьи поволжских немцев, в семье было 13 детей, - говорит Светлана Закопнюк, тётя Ульяны Синьковой. - Операция по выселению немцев из Поволжья проводилась очень жёстко и энергично. В особенно тяжёлое положение были поставлены люди, отправлявшиеся в первых эшелонах. Им пришлось в страшной спешке сдавать имущество и собираться в путь буквально за одни сутки. Это были в основном жители Энгельса, Красного Кута, Гмелинки, Палласовки и других населённых пунктов, где имелись железнодорожные станции, а также жители близлежащих сёл до станций погрузки. Жители более близких к станции сёл вывозились в первую очередь. Передвижение к станциям погрузки осуществлялось, как правило, на автомобилях и гужевым транспортом. Задействовали и водный транспорт. 3 сентября с десяти станций отправили первые 11 эшелонов. Всего с 3 по 20 сентября с 31 железнодорожной станции ушли 188 эшелонов. Из АССР немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей в Сибирь и Казахстан было вывезено 451 986 человек, в том числе из АССР НП – 365 764 человека (151 эшелон).
Операция по переселению немцев, проживающих в районах Поволжья, стала одной из самых крупных операций по депортации населения в период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. В результате этого переселения семья Шлейнинг разбилась по эшелонам. Выживали как могли. В результате из 13 братьев и сестёр войну пережили 5 человек.
- Бабушка никогда не рассказывала о своём детстве, - вспоминает Светлана, - известно, что она сильно заболела цингой и выхаживали её совершенно чужие люди. После войны семья жила в Саратове. Реабилитировали бабушку после репрессии в декабре 1999 года.
- Мой дедушка по линии мамы Калашников Василий Иванович был машинистом паровоза, бронепоезда водил, умер рано после войны, - рассказывает Максим Закопнюк, дядя трёхлетней Ульяны. - Деда по линии отца Закопнюк Иван Петрович воевал с Японией, очень большое влияние оказал на моё воспитание.
Прадедушку Эльмиры Рзаевой (по маминой линии) звали Дёмин Фёдор Петрович. Он воевал в Белоруссии и погиб там в декабре 1943 года, освобождая город Бобруйск, похоронен там же, в Белоруссии, в братской могиле. Его супруга Евгения Романовна до глубокой старости получала письма и открытки от пионеров-школьников, которые благодарили её за мужа и за жизнь, подаренную им при освобождении города от немецких фашистов.
- Мой дедушка Ярославцев Герман Алексеевич был участником Великой Отечественной войны. Воевал на Центральном, 1-ом и 4-ом Украинском фронтах в разведке, в звании лейтенанта, - говорит Ольга Миколовна Ярославцева, бабушка маленькой Оксаны. – Награждён орденами Славы второй и третьей степени, Орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». И я помню, когда был жив дедушка. Мы всегда поздравляли его с Днём Победы! Светлая память!
- У меня воевали двое дедушек. Про маминого отца Иннокентия Андрияновича я мало что знаю. Помню, что-то рассказывал, но я была тогда маленькой. И спросить не у кого – мама умерла, когда мне было 12 лет. А следом и её родители. Мой отец жив-здоров, слава Богу, но почему-то рассказывать о своём отце не любит. Наверное, потому что мой дед Михаил Викторович сам не любил вспоминать о войне. Знаю, что после окончания военного училища в Ленинграде, будучи в звании лейтенанта, в апреле 1941 года принял на себя командование огневым взводом 8 батареи 357 артиллерийского полка, в 1944 году был начальником разведки Идрицкой краснознаменной дивизии. Его война завершилась в 1946 году – после окончания Великой Отечественной войны мой украинский дедушка-майор освобождал города от преступности. Послевоенные годы запомнились советским гражданам разгулом бандитов: разруха, дефицит и доступность оружия сделали своё дело, появилось много криминальных авторитетов, с которыми подобно киношному Глебу Жеглову боролся и мой дедушка.
А вы знаете историю своего рода? Расскажите нам!
Евгения Журбенко, воспитатель МБДОУ «Д/с 39»