Важные новости
НовостиПод Иркутском рухнул Ту-154. Погибли жители Усолья. Памятная дата
3-01-2024, 14:00 Автор:Степан Гамзулин Комментарий: 2 Просмотров: 15537 Категория: Важное
В этой страшной авиакатастрофе погибли директор школы-гимназии №1, учитель географии Зоя Михайловна Хабдаева, заместитель директора, учитель математики Леонид Павлович Шестаков, Валентина Ивановна Шалаева, психолог (с 1977 по 1987 г.г. работала директором Дома пионеров Усолья). Я учился в 11 классе, и мы с ребятам провожали в последний путь их останки. Вечная память... Вспоминает депутат городской Думы Федор Аникеев-Борн.
«У нас горит двигатель!» 30 лет назад под Иркутском рухнул Ту-154. В результате крушения погибли 125 человек: 115 пассажиров, 9 членов экипажа и работник фермы.
Третье января 1994 года, понедельник, аэропорт Иркутска. Время вылета по расписанию пассажирского рейса №130 авиакомпании «Байкал» - 11.30 утра. На борту Ту-154 уже заняли места 115 пассажиров, торопящиеся в начале года в Москву. Никто из них не мог знать, что через четыре минуты после взлёта лайнер рухнет, и поле рядом с фермой под Иркутском станет для них братской могилой. Так что же произошло на борту?
Проигнорировали «красную лампочку»
В списке причин, которые привели к катастрофе, эта числится основной. Она есть в приказе департамента воздушного транспорта Минтранса страны от 9 июня 1994 года.
«Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали», - в сердцах сказал диспетчеру бортинженер. Это есть на расшифровке речевого самописца.
На самом деле, как подсчитали при расследовании катастрофы, семнадцать минут он возился с двигателями – два запускались нормально, а третий – никак. Когда же двигатель, после пяти попыток, наконец, завёлся, решили взлетать, не обращая внимания на «мелкие» неисправности. Это не фигура речи – комиссия отметила психологические изменения в поведении лётчиков, просто уставших добиваться своего. Но был ещё один момент – сбои на борту случались и раньше, и с ними удавалось справиться.
Минута до взлёта:
«Опасные обороты стартёра! Кнопку нажимаю — не гаснет», -говорит бортинженер Илья Карпов.
«А стартёр отключен?», - интересуется командир воздушного судна (КВС) Геннадий Падуков.
«Отключен», - уверен бортинженер.
«Ну, прогреется — отключится», - забыл о проблеме КВС.
Почему такое легкомыслие? Опытный командир, 16 тысяч часов налёта, опытный бортинженер – 14 тысяч часов в воздухе.
«Как было установлено, в процессе запусков двигателей перед полетом возникла неисправность стартёра из-за попадания в него, вероятно, осколка разрушенного рассекателя.Это привело к неотключению стартера после запуска и раскрутке его турбины со срабатыванием сигнализации «Опасные обороты стартёра», которое было обнаружено бортинженером после запуска всех двигателей», - из отчёта комиссии Минтранса.
Не знали об изменениях
Оказалось, и это тоже отметили специалисты, летчики авиакомпании «Байкал» просто не знали, что в конструкцию самолёта внесены изменения, и стартёр, который раньше отключался после запуска двигателей автоматически, теперь вполне может работать. Так что прибор не врал. И в этой ситуации был только один выход – отказ от полёта.
Но лётчики этого не знали. И в 12 утра неисправный Ту поднимается в воздух. Пройдёт 3 минуты 45 секунд, турбина от разрушившегося стартёра пробьет топливные баки, загорится один из двигателей. В это время самолёт еще над взлёткой. И ещё можно успеть сесть.
Бортинженер: Второй двигатель горит почему-то.
КВС: ВСУ горит? Гаси!!
Бортинженер: Включил все три очереди.
КВС: Горит? На самом деле горит?
Бортинженер: Горит табло «Пожар».
КВС: Илья Петрович, доложи обстановку.
Бортинженер: Загорелось табло «Пожар» в мотогондоле № 2. Второй двигатель выключил.
КВС: Илья, сирену выключи…
Экипаж не впал в панику, он мужественно спасает самолёт.
«После отказа управления экипаж не располагал возможностью предотвратить развитие особой ситуации,- таков вывод комиссии.–В полёте экипаж проявил высокий уровень волевых и профессиональных качеств.Его действия полностью соответствовали ситуации, предотвратить развитие которой в полёте он не мог».
Горит вся система управления, самолёт неуправляем.
«Воздушное судно, потеряв управляемость, в 12.08.38 столкнулось с землей и наземными постройками, полностью разрушилось и частично сгорело в пожаре. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли».
Братская могила
Катастрофа, которая произошла на ферме рядом с посёлком Мамоны в пригороде Иркутска, унесла жизни 125 человек - 115 пассажиров, 9 членов экипажа и одного работника фермы. Пройдёт 13 лет, и в 2007 году на месте катастрофы в Мамонах состоится открытие православного храма святителя Софрония.
«За скобками» у тех, кто сообщает о катастрофе сегодня – то, что происходило на земле после падения рейса. Сегодня все в курсе: выезжают спасатели, скорая, силовики. В январе 1994-го на место трагедии отправили 19-летних мальчишек – курсантов существовавшего тогда Иркутского высшего военного авиационно-технического училища.
«Звонок у дежурного по Иркутскому высшему военному авиационно-техническому училищу раздался в 13.45. Через пять минут начальник училища генерал Барсуков, уже отдав приказ поднять по боевой тревоге дежурное подразделение. Для группы третьекурсников факультета летательных аппаратов учеба в этот день закончилась», - писали в выпуске «Советской молодёжи» № 2 от 7 января 1994 года.
«Мы еще ничего не знали о размерах катастрофы, - скажет Александр Григорьевич Барсуков. - А вот когда узнали подробности, то наших ребят начали готовить к самому серьезному испытанию. Курсантов предусмотрительно накормили обедом, подобрали им теплое обмундирование - бушлаты, ватные брюки, валенки — кто знает, сколько времени придется провести на морозе».
«Мы были предупреждены, что произошла авиакатастрофа, -рассказывал Евгений Халитов, - но задачу нам должны были поставить на месте. Когда увидели это самое «место», стало не по себе, такое даже в страшном сне не приснится: будто гигантским количеством пороха выжгли полосу в семьсот-восемьсот метров...»
«Наши предположения о том, что придется стоять в оцеплении, не оправдались, мы пошли первыми по этой страшной борозде», - ставит точку Григорий Рябой.
Сначала попадались вещи, документы пассажиров. В надвигающихся сумерках началось самое страшное - они подбирали останки людей. Все было буквально окроплено кровью.
Первую группу из 46 человек ближе к полуночи сменила вторая, в ней было 23 курсанта. Им пришлось выйти к клубку из шести тел. В официальном сообщении говорилось о гибели шести детей — им показалось, что детей было больше. Не приведи господь увидеть то, что видели они. Из 125 погибших удалось опознать останки только 74 человек.
По информации "Аргументы и факты"
Продвижение вашей информации (рекламы) в самых больших сообществах Усолья и Усольского района, судебных споров, ведение онлайн-репортажей из зала суда именно с вашей позицией. Подписывайтесь на наши каналы Одноклассники, Вконтакте и Viber. Делитесь событиями, которые увидели в своем любимом городе. Телефон для связи 8-950-144-61-76 или на редакционную почту gamzulin74@mail.ru
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Под Иркутском рухнул Ту-154. Погибли жители Усолья. Памятная дата
Комментарии к статье
РЕКЛАМА РЕКЛАМА
→ В Усолье горит общежитие. Детей эвакуировали
→ Усолье скорбит по погибшему в Сирии земляку Михаилу Панову
→ Усолье скорбит по погибшему в Сирии земляку Михаилу Панову
РЕКЛАМА РЕКЛАМА