Ко Дню пограничника. Шурыгин Валерий Николаевич
13-05-2020, 06:00 Автор:Владимир Сманцер Комментарий: 0 Просмотров: 816 Категория: Новости Усолья
Рассказывает Шурыгин Валерий Николаевич: «Родился 09.04.1949 года в селе Шастино Аларского района Иркутской области. Затем семья переехала в село Иваническое того же района. Отец, Николай Алексеевич работал механизатором на МТС. Мать, Анна Семеновна на МТФ дояркой. Затем семейство перебралось в Усолье-Сибирское, где я продолжил учебу в Усольской школе №6 и ГПТУ-29. В марте 1968 года призван в ряды Вооружённых Сил.
Направлен в пограничный отряд №57, расположенный в городе Иман. Учеба велась непосредственно в маневренной группе, обучался на водителя БТР. Вскоре присвоили звание младшего сержанта, и я стал инструктором по обучению вождению и материальной части на БТР для вновь прибывающих на службу. Назначили в дальнейшем на должность техника-старшины, командовал взводом водителей БТР. Напряженная обстановка на границе требовала отличной выучки личного состава. Особенно это касалось тех, кто был связан с техникой.
Вот и 2 марта 1969 года проводились учения на БТРах, в количестве трех машин. От острова Даманский мы находились на расстоянии почти 50 километров, отрабатывая с личным составом практические навыки вождения БТРом.
И вдруг по рации слышу разговоры о том, что китайцы стреляют в наших. У нас же - не вовремя! - сломался один БТР. Команда на выдвижение к острову и вот группа полетела к своим на оказание помощи. Мне приказали на буксире доставить неисправную машину, у которой оборвалось одно колесо.
С заданием я справился быстро и доставил неисправный БТР на буксире к месту дислокации нашей маневренной группы.
Приняв пищу в столовой и зарядив оружие, наша группа на БТРах направилась к острову. Дело уже было к вечеру. До позднего времени собирали убитых и раненых, увозя их в тыл. В последующие дни мы были в состоянии повышенной боевой готовности. Располагались на пограничной заставе №2. Но не было спокойно почти по всей границе, и ждать нападение можно было в любом месте и в любое время. 15 марта застало нас на заставе.
Послышалась интенсивная стрельба со стороны Даманского. Мы были готовы и знали, что нам делать. Быстро погрузили в свой БТР патроны с гранатами не только для себя, но и для пополнения боезапаса сражавшихся.
Встретили нас чуть ли не с восторгом. Уставшие, потные, грязные бойцы, помогли разгрузить так необходимые боеприпасы.
Тут со стороны китайцев начался обстрел из минометов. Быстро садимся в БТР. Туда же садятся два санитара и один офицер.
Веду БТР в бой. Но имеем задачу ещё и сбор раненых, и их эвакуацию. Раненых много, только успевали загружать. Пули то и дело барабанят о борта боевой машины. Сделав первую ходку и вывезя раненых в тыл, мы снова направились в бой, в самое пекло. Мне, как водителю приходится маневрировать среди разрывов и просить у неба, чтобы снаряд не угодил в борт моей боевой машины. Мне хорошо видно, как от деревьев отлетают щепки и сучки, срезаемые пулеметными очередями провокаторов. Наш крупнокалиберный пулемет не умолкал. Пулеметчик то и дело посылал очереди по целям, которых было множество. Мы подавляли провокаторов огнем и колесами, выжимая из техники все, на что она способна.
По броне то и дело «барабанят» пули и осколки от разорвавшихся мин. Огнем пулемета уничтожили готовящегося к выстрелу китайского гранатометчика, расположившегося неподалеку с тремя стрелками.
Завидев на поле боя раненого и тело погибшего, подъезжаем к ним и, прикрываясь броней, БТР втаскиваем их вовнутрь машины. Помню, раненый танкист в шлеме полз по льду, упираясь ножом. Быстро подобрали его. Таким образом, мы сделали две «ходки».
Во время третьей случилось непредвиденное. В бою машина использовалась на всю максимальную мощность. И даже более. Мне приходилось делать непредвиденные и нестандартные манёвры, манипулировать скоростью и направлением движения, выжимая всё, что я мог сделать своим навыком и умением как водителя БТРа. Отказал один двигатель. Смотрю в отсек. Оторвался поршень, а из блока торчит «кулак», шатун вышел наружу. Но это еще половина беды. На крутом вираже вырвалось одно колесо. Вот это было плохо. Машина вышла из строя и стала непригодна для ведения маневренного боя. Так закончилось для меня 15 марта.
Активные боевые действия закончились. Привезли и установили палатки, в которых мы жили. В моём БТРе заменили оба двигателя на подвезенные новые, и мы были готовы вновь идти в бой.
Вся страна оказывала внимание нам - участникам боевых событий на острове Даманский. Почту с письмами и посылками доставляли ежедневно мешками. Каждую неделю приезжали известные на весь СССР артисты эстрады и кино, организовывались встречи с личным составом, давались концерты. Страна чтила своих героев.
В звании сержанта уволился в 1970 году. Был награжден медалью: «За отличие в охране государственной границы», а впоследствии и «За воинскую доблесть». В военном билете записано: «Специалист колесных машин-техник». И, конечно же, отличный водитель.
Уехал в Железногорск-Илимский. Работал водителем. Жена, Шурыгина Лидия Петровна, медик. В 1983 году вернулся в Усолье-Сибирское и работал водителем в ЦРБ. Сын, Роман Валерьевич, окончил институт НИЖД и проживает в Иркутске. В кинотеатре «Кристалл» в городе Усолье-Сибирское показывали документальный фильм о событиях на Даманском острове. Мне поручили выступить перед усольчанами и рассказать людям о том, как все это происходило».
На снимке: Валерий Николаевич с учениками Усольской школы №6 16 сентября 2015 года.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
→ Память. О пограничнике Нормухамедове
→ Ульянов Семен. Ко Дню пограничника. Из истории усольских героев.....
→ Ульянов Семен. Ко Дню пограничника. Из истории усольских героев.....
РЕКЛАМА