Важные новости
НовостиПогибшему при взрыве в Усолье пожарному оторвало голову
25-08-2019, 07:30 Автор:Сергей Владимиров Комментарий: 0 Просмотров: 4931 Категория: Важное
Из книги Валерия Лохова и Владимира Сманцера "Усольчанам, погибшим при исполнении гражданского и служебного долга".
51 год со дня трагедии на "Химпроме". Пожарный Наумов.
Шло уже так далёкое от нашего времени 24 августа 1968 года. Стоял обычный, мало, чем отличающийся от других, чуть прохладный день. Чувствовалось приближение осени, солнце уже печёт не так, как в июле месяце. Ночи стали чуть длиннее и прохладнее. Но для химкомбината этот день стал больше чем обычный, особенно для завода № 4. Хотя и не в горной местности построен завод, но и его не минуют катаклизмы. Подземные толчки, порождённые недалёкими горами Саянами, а также и титанической чашей озера Байкал, которая нет-нет, да и сорвётся со своего жёсткого упора, наделав много шума и потряхиваний по всей округе, доставая не только город, но и химическое предприятие. В цехе по изготовлению хлоропрена дежурные смены заметили слабые толчки, но не придали этому факту надлежащего серьёзного значения. А напрасно! Реакция, до того протекавшая в нормальном режиме, изменила свои параметры. Грубо отрегулированная автоматика КИПиА не уловила этот сбой, да человеческий фактор имел значение, не усмотрели где-то аппаратчики изменившихся параметров процесса. Не отрегулировалась автоматическими задвижками реакция. На склад готовой продукции ПМХ – 2, в ёмкости стал поступать хлоропрен с большим количеством полимера, что привело к повышению температуры жидкости во всех трёх цистернах по 25 кубов каждая. Окрашенные в серебристый цвет, они словно три смертоносных акулы, притаившиеся каждая в своём логове из железобетона, ожидали жертву. Неустанное время идёт неумолимо, и счётчик отмеряет роковые минуты, оставшиеся до трагического момента.
Военизированная пожарная часть номер девятнадцать (ВПЧ-19) жила своей обыденной деловой жизнью, не представляющей пока ничего нового или существенного. Тренировки, учения личного состава, держали её в отличной боеспособности, способной справиться с пожаром любой сложности, в любом месте. Вот и сегодня, на утреннем разводе вновь заступающей смены, начальник караула лейтенант Баруткин Виктор лично проинструктировал своих подчинённых, заступающих на суточное дежурство ребят.
- Согласно плана, сегодня будет проведено учение по дальнейшей подготовке и сложности работы расчётов, а также их взаимодействие.
Старослужащие давно свыклись с таким положением дела, прекрасно осознавая необходимость в практическом обучении. Только один рядовой, недавно пришедший на службу и всегда чем-то недовольный Балюков, пробурчал:
- Сколько можно делать этих учений?
Но, зная его характер, никто не обратил внимания на его реплику. В противоположность ему, младший сержант Наумов Иван Степанович был всегда оптимистом, хотя ему и исполнилось уже сорок лет.
- Учение, так учение, нам не впервой!
Отцы командиры организовали на учебном полигоне имитацию пожара. Они просто разожгли промасленную ветошь в металлическом баке. Отделение сержанта Афанасьева Алексея, в составе которого был и Иван Степанович, быстро и умело развернули боевой расчёт и в считанные секунды «пожар» был потушен. При разборках учения, расчёт получил наивысшую оценку слаженности работы.
- Особо отличился Наумов Иван Степанович, наш старший пожарный. Умению управляться с лафетным стволом, нужно поучиться у него.- Похвалил младшего сержанта начальник ВПЧ старший лейтенант Бойков В.В., который присутствовал тут же и лично наблюдал за действиями расчётов.
Поставив технику в установленные места и приготовив её в исходное состояние, ребята дружно направились на обед. Обедали, в основном, прямо на рабочем месте в части, мало ли что может случиться за это время. А при пожаре дороги не только минуты, но и порой секунды.
В 13.00 на пульт дежурного поступает сигнал «Тревога». Караул в полном составе, мгновенно побросав все побочные дела, быстро выстроился в шеренгу для получения вводного задания и инструктажа.
Лейтенант Баруткин, прекрасно понимая о том, что дорога каждая секунда, делает всё очень быстро. Он принимает решение направить на объект отделение сержанта Афанасьева Алексея.
- Отделению Афанасьева срочно выехать на завод № 4. В складе ПМХ – 2 сильно греются бочки с хлоропреном. Ваша задача - охладить их водой и не дать разогреться до критической температуры. У меня всё, выполняйте!
Взревел мотор старого ЗИЛ – 157 и наряд выдвинулся, включив проблесковый маячок и сирену. Машина быстро домчалась до указанного места. Ворота в цех уже были открыты и они быстро подъехали к складу. Вот и те злополучные бочки, которые необходимо охладить.
Начальник цеха волнуется, торопит пожарных, которые и без того работают быстро и слаженно. Каждый из них прекрасно знает свои функциональные обязанности. По счастливой случайности реакция в одной из ёмкостей самопроизвольно остановилась, и термический процесс пошёл на спад, и вскоре всё стало в норме. Но в другой ёмкости всё шло наоборот. Скорость реакции нарастала, росла и температура. Начальник отделения принимает решение об аварийном сливе хлоропрена из этой ёмкости за обваловку склада. Огромная бочка была уже разогрета до высокой температуры и для её охлаждения вызвали пожарных.
Быстро прибыло сразу два отделения пожарных, из ВПЧ – 19 и ВПЧ – 17. Начальник караула лейтенант Баруткин В. Лично руководил обеими расчётами. Под его командой быстро провели боевое развёртывание. Иван Степанович по быстрому протягивает рабочую линию из гофрированного шланга как можно ближе к ёмкости. К другой ёмкости протягивают вторую рабочую линию от разветвителя. Всё делается быстро, без лишней суеты. От разогретых ёмкостей идёт такой жар, что так и хочется прикрыть лицо ладонью. Но Иван Степанович сдерживает себя. От такого желания он крепко держит обеими руками ствол, из которого должна вот-вот вырваться мощная, холодная струя воды.
- Не однажды приходилось делать такое, справимся и сегодня. – Размышлял он, глядя на дышащую жаром серебристую ёмкость. – Может быть, мне отойти немного назад, а то не дай Бог …- Выдало подсознание мысль, что-то по своему поняв и забеспокоившись.
В этот момент, лейтенант Баруткин видя, что линии проложены и всё готово, намеревался открыть вентиль для подачи воды. Но реакция в ёмкости идёт неудержимо и уже со скоростью, близкой к ядерной, и остановить её не предоставляется возможным, это уже не в руках обычного человека.
Полимеризация хлоропрена подходит к своей критической точке, когда даже толстый металл оболочки у ёмкости не в своих силах удержать и обуздать эту неуёмную силу огромной мощности. И этот миг для Ивана Степановича обратился для Ивана Степановича в бесконечную вечность, оборвав восприятия нашего реального, материального мира. И эта огромная масса тепла нашла слабое место в сосуде. Огромная, нечеловеческая сила вырывает днище у ёмкости. Она словно ракета, со страшным ударом, потрясшим окрестность завода, отлетает далеко в сторону, на расстояние 75 метров от места своей установки. В полете, она разрушает перегородки, трубы, провода и кабели, словно огромный, безжалостный монстр. Корпус ПМ – 3 оказался изрядно разрушенным. Куски труб, бетона и арматуры безжалостно бьют по не защищённому телу Ивана Степановича, нанося смертельные раны, от которых выжить уже невозможно. Силой удара его отбрасывает на бетонный пол и ударяет головой об него. Каска сорвалась и улетела далеко в глубь цеха. Но он уже не чувствовал удара, тело мгновенно потеряло восприятие и ему было уже всё равно что с ним происходит. Жар, волной ударившись в лицо, вдруг для него обратился в прохладу и он у4видел себя идущего по улице города. Встречный прохладный ветерок ласково обволакивает всё его тело, наполняя неописуемой радостью и счастьем. Но он никак не может
узнать этой улицы, где он так долго жил. Ему становится дико страшно, и он в ужасе громко кричит:
- Где это я нахожусь?
Но в ответ ни слова, ни отзвука. Его охватывает беспокойство, а затем и страх.
- Не волнуйся, ты уже там, где нужно.
Он отчётливо слышит родной и близкий для него не громкий голос. Обернувшись на него, он встретился взглядом с тёплыми и грустными глазами, но отечески смотрящими на него и словно видящие всю его сущность насквозь, от которых нельзя утаиться. Но ему от всего этого становиться только теплее и уютнее. Он начинает понимать и по-новому осознавать то, что он обрёл новый дом, новых родных и близких.
Ребята из ВПЧ – 19 не растерялись в такой сложной ситуации. Подхватив обмякшее тело Ивана Степановича, они вынесли его из опасной зоны и быстро приступили к ликвидации возникшего пожара. Благодаря их самоотверженной работе, пожар к 15 часам 45 минутам был ликвидирован.
Приказом № 1821 – К от 6 ноября 1968 года, за высокую подготовку и беспримерные действия по тушению пожара, многие работники ВПЧ – 19 и ВПЧ – 17, награждены денежными премиями.
Фотография Наумова Ивана Степановича навечно вывешена в этих подразделениях как пример мужества и самопожертвования при выполнении служебного долга.
Похоронен Наумов Иван Степанович на Тельминском кладбище, в Усольском районе.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
→ Не стало усольского художника, экс директора художественной школы
→ Ульянов Семен. Ко Дню пограничника. Из истории усольских героев.....
→ Ульянов Семен. Ко Дню пограничника. Из истории усольских героев.....
РЕКЛАМА РЕКЛАМА